Спокойная, размеренная жизнь, уверенность в завтрашнем дне, запланированные приобретения и ежегодный отдых на теплых пляжах. Это ли счастье, это ли жизнь? Казалось бы, да. Так называемая «зона комфорта», которую так сильно не хочется покидать. Но настоящая жизнь начинается только тогда, когда уходишь из нее…

Все рассказы

Выйти за рамки зоны комфорта…

mudrov.alexandr@gmail.com

mudrov.alexandr@gmail.com , Август 2013 г. , Алтай

Это может выражаться по-разному. Встать не в 7-30 по расписанию, а в 5-00 и встретить рассвет, возможно, в первый раз за лето. Купить кроссовки и начать бегать после работы, даже если на улице дождь, и ты ни разу этого не делал за последние 5 лет. Забыть ключи от машины дома и идти час в магазин пешком. Поехать не в Тайланд на белоснежный пляж с пятизвездочным отелем, а в горы с палаткой.

Что заставило меня покинуть теплую и привычную среду обитания и пойти в грязь, дождь, снег с тяжелым рюкзаком на спине? Тогда я думал, что просто способ хорошо провести время (и я не знал еще про грязь, дождь и снег). Сейчас я понял – это было неосознанное желание выйти за зону комфорта: сделать то, что никогда не делал, увидеть то, что никогда не видел, проверить свои силы в экстремальных, местами даже кризисных условиях.

Испытания начались уже с первых часов пути – в автобусе, метко прозванном «хоббитским». Так как места с трудом хватало, чтобы колени не сильно упирались во впередистоящее кресло. О сне речи вообще не шло, так что 16-часовой путь показался очень длинным. «Ну ладно, подумал я, это временные трудности, и не такое бывало». Наконец мы прибыли на базу, познакомились с гидами и командой и разместились в палатках. Обед, инструктаж, баня, ужин. Все вполне прилично, люди добрые, хорошие, открытые. После ужина отправились исследовать окрестности Усть-Коксы, где располагается база. Изрядно поплутав по лесу, вернулись на базу. Немного промокли, но тогда это было не страшно. Поболтав с гидами, отправились спать, так как на следующее утро нас ожидал ранний подъем в 6-00 – выезжать на маршрут надо было рано.

День первый. Утро началось … как это оказалось потом, обычно. С дождя. Ну ничего, зато научились собирать палатки под дождем. После завтрака собрали рюкзаки, загрузили 2 микроавтобуса, и в путь! Забрасывали нас до поселка Тюнгур, откуда и начинался наш путь к сердцу Азии. По прибытии в Тюнгур было решено проделать часть пути на тракторе – сэкономить время и силы, и не месить грязь на дороге. Когда у трактора кончилось топливо, пошли пешком. Погода нам улыбнулась – дождя не было. Первая часть пути прошла относительно легко – дорога сухая, ровная, холмов и камней немного. Но потом мы зашли в лес, и повстречались с ней – Великой и Ужасной Грязью. Все же думал, когда она кончится. Кончилась она дома в стиральной машине через 10 дней. Под конец первого дня еще полил дождик. Благо стоянка у нас была довольно-таки благоустроенная и была беседка, где мы могли спокойно посидеть. Но промокнуть все успели, и поэтому часть вещей подверглась сушке на костре. Я даже постирал футболку и помыл ботинки. Заниматься этим я перестал на третий день – бесполезно, через полчаса пути все чистое и сухое возвращается в исходное состояние. В общем, ощущения первого дня – немного устал (все-таки первый раз в таком походе), грязно, мокро. И безумно красиво! Идя среди гор, ощущаешь свою ничтожность. Особенно если ты один. Весь день мы шли вдоль реки Кучерла. Очень красивая, мощная, стремительная и даже немного хищная. Невероятного цвета вода – бирюзово-молочная отливом. И очень вкусная!

Грязь

Р. Кучерла

День второй. Утро следующего дня выдалось солнечным. Даже удалось немного просушить вещи. В путь все вышли в приподнятом настроении – все-таки с солнышком идти позитивней, чем с дождем. Я одел шорты, в первый (и последний) раз. Но дождевик далеко не убирал, как оказалось – правильно. Второй день ознаменовался обедом на красивой реке Текелю с каскадом водопадов, и тяжелым подъемом в конце дня. Конечно же, шел дождь, тропа была грязная и скользкая. На подъеме, когда становилось совсем невмоготу, мы останавливались, и подкреплялись жимолостью, коей там растет великое множество. В конце подъема мы были озадачены еще одним испытанием – надо было собрать дрова, так как на месте стоянки с ними было туго. Ну и, конечно же, донести их до лагеря. Надо, так надо. Дрова собраны, связаны, и путь продолжается. Пройдя буквально метров 100, вся группа забыла об усталости, дожде, дровах, времени, вообще обо всем. Ибо нам открылся потрясающий вид на Кучерлинское озеро. Это невозможно описать словами, даже фотографии не передают всего величия и красоты этого места. На мой взгляд, это самое красивое место похода, после Белухи, конечно. Стоянку мы устроили возле озера.

Водопад на р. Текелю

Кучерлинское озеро

День третий. Поднявшись с утра на склон, мы кинули прощальный взгляд на озеро, и двинулись дальше. Двоякое это чувство – каждый день тебе надо собирать лагерь, и идти. С одной стороны, интересно, что же ждет нас впереди. С другой – не хочется покидать некоторые места, да и усталость дает о себе знать. Ну и сборы под дождем то еще удовольствие. Но как бы то ни было, стоять нельзя – запасы еды ограничены. Так что, взвалив баулы на плечи, продолжаем путь. Третий день был одним из самых тяжелых. Первая половина дня – непрерывный подъем по лесу и такой уже родной грязи. Вторую половину дня мы шли по гребню вверх-вниз под проливным дождем. По пути набрали высокогорных кедровых шишек, правда, еще зеленых, и к вечеру прибыли на стоянку под названием Кедровый, у подножия перевала Кара-Тюрек (3060 метров, 1А). Это была одна из самых экстремальных стоянок – места под палатки немного, до воды далеко, с дровами перебои (да и те, что были, все сырые, но так было в принципе каждый день). За день мы поднялись на 500 метров, с 1’700 до 2’200. Мокро, грязно, тяжело. Зато в этот день я испытал новые ощущения – походил в облаке. Оказывается, там намного холодней.

В облаке

День четвертый. Он стал одним из самых интересных и запоминающихся. В этот день мы поднялись на перевал Кара-Тюрек. В принципе первый мой перевал, в который я зашел пешком. Но это не главное. В самом начале начал идти снег. Поначалу это воспринималось как «попадает чуть-чуть, и перестанет». Однако он и не думал переставать. С какого-то момента я перестал замечать его. Гораздо больше меня интересовал вопрос, когда же кончится этот бесконечный подъем. Не спеша переставляя ноги, я шел по тропе вслед за группой самых быстроходных и размышлял… Да ни о чем не размышлял. «Левой-правой, левой-правой, когда же это кончится, ноги мокрые и мерзнут» - вот такого рода мысли были в моей голове. Тем неожиданней стал конец. Точнее, верхняя точка перевала – 3’060 метров надо уровнем моря. За 3 часа мы поднялись почти на 900 метров. Погода наверху не радовала – метель, туман, ничего не видно. Устраивать обед в таких условиях не хотелось, поэтому ждали всю группу, чтобы сразу двинуться дальше. Было очень жалко, так как виды с перевала потрясающие, в том числе и на Белуху. Когда группа собралась, ветер стих. Решили, что быстро перекусим. И тут Кара-Тюрек (который, безусловно, живой!) решил сжалиться над нами, и буквально на 15 минут приоткрыл окрестности. Фантастические виды! Никогда такого не видел, и в принципе присутствовать при таком – редкая удача. Так как в этот перевал в снег подняться непросто (засыпает тропу), но нам повезло – лошади успели протоптать дорожку по снегу, по которой прошли и мы. Как и на Кучерлинском озере, забылось все – голод, холод, усталость, снег, травмы. Спасибо, Кара-Тюрек! Когда небо затянулось обратно, мы продолжили путь, и через несколько часов спустились к озеру Ак-кем – месту очередной ночевки, где мы задержались на полтора дня.

Неприветливый Кара-Тюрек

Вид с перевала

Панорама с перевала

День пятый. Он начался ночью. Как выразился мой сосед: «Теперь я знаю, как стучит снег по палатке». Природе показалось мало снега на перевале, и нас было решено добить ночным снегопадом. Выпало немало – тент просел до внутренней части палатка, которая отсырела и намочила спальник. Спать в мокром спальнике – то еще удовольствие. Ночью меня посещали мрачные мысли вплоть до того, чтобы предложить утром уйти с этого места (по плану у нас было 2 радиальных выхода). Однако утром, когда я набрался смелости и вылез из палатки, все тревоги были забыты. Так как на меня смотрела Белуха. Зрелище невероятное! Настроение сразу улучшилось, и, после пары снимков, я с чистой совестью отправился умываться в реке Ак-кем. После завтрака мы направились к православной церкви, которая стояла километрах в 8 от нашей стоянки вверх по реке. Всю дорогу нас сопровождала хорошая погода. Добравшись до церкви и вдоволь налюбовавшись Белухой, мы отправились на озеро Горных Духов – классическое высокогорное озеро на высоте 2’500 метров. Путь до него непростой – вверх по камням (перепад высоты 500 метров). Озеро Горных Духов полностью соответствует своему названию – мрачное, темное место, которое было нами прозвано «Мордор». Но величественное и по-своему красивое. Путь назад ничем особенным не запомнился, кроме постоянного дождя и мокрых, скользких камней.

Красавица Белуха

Озеро Горных Духов

В районе озера Ак-Кем

День шестой. Первая половина дня была посвящена радиальному выходу в долину Ярлу (или долину Эдельвейсов, как прозвали ее туристы). Место интересно сразу несколькими аспектами. Это цвета гор - фиолетовый, зеленый, ржавый, обычный серый, и местами даже подкрашенный снегом белый. Еще, как понятно из альтернативного названия, здесь растет большое количество эдельвейсов. Цветок редкий, занесен в Красную книгу. Также нас поразила своим цветом река Ярлу – по ощущениям, жидкий цемент. Ну и наконец, это культовое место для последователей Риклы. В конце долины стоит небольшой городок со священным камнем в центре. Говорят, это место силы. Я ничего не почувствовал. Видимо, надо что-то делать, чтобы понять, в чем сила места. Вернувшись в лагерь, мы пообедали, и, под традиционным дождем, собрали лагерь и двинули в обратный путь. Тропа разительно не отличалась от первых дней пути – дождь, грязь, лес. Разве что прибавилось количество корней. На стоянку встали в живописном месте на обрыве у реки Ак-кем.

Долина реки Ярлу

День седьмой. Весь день был похож на вторую половину предыдущего дня за исключением погоды – впервые не было дождя. Даже местами светило солнце, но в лесу это слабо ощущалось. Хотя, пока идешь жарко. После 10 минут привала – холодно. Так что особо не разденешься и не посидишь. Утром последний раз взглянули на Белуху и ушли за поворот. За полчаса до окончания дня пришлось переходить вброд речку в сланцах – все бревна смыло, камни затопило. Мой вам совет – когда будете переходить таким образом брод, не торопитесь переобуваться обратно. Секунд через 15 после выхода на сушу обжигающий холод сменяется благодатным теплом. Очень приятное ощущение. Заночевали мы на стоянке «Три березы».

День восьмой. Самый приятный. На небе ни облачка, жара. Все повылезали из палаток, загорали, сушились. До обеда провалявшись на солнце, группа разделилась. Самые неугомонные продолжили путь пешком, а оставшиеся поехали на ГАЗ-66. «Машина, которая не переворачивается» - так нам ее охарактеризовали. Так и было, в общем-то. Любые бугры, склоны преодолевает без особых проблем. Умели все-таки раньше строить. Ну и вот долгожданное прибытие на базу, в цивилизацию!

Рай не на земле. Он в горах.

Анализируя поход, свои впечатления и ощущения, я пришел к выводу, что было два меня. Один все время расстраивался по поводу погоды, у него болели подвернутые ноги и сбитые ногти, он мерз в снегу, одевал мокрую и сырую одежду. Самой его сокровенной мыслью было «Когда же все закончится!». Второй же появлялся в тот момент, когда происходило что-нибудь необычное. Он радовался солнцу, наслаждался снегом на перевале, бегал по горам с фотоаппаратом, снимая различные красивые виды. А по пути в Новосибирск первый я куда-то потерялся, стерся. И остался только второй. Только позитив! Он хочет вернуться, посмотреть новые места, взять новые высоты, преодолеть новые испытания. И это правильно. Только выйдя из зоны комфорта, чувствуешь жизнь. Попробуйте…