Василий , Горный Алтай
Алтай - горная страна на территории Российской Федерации, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты Алтая Катунский, Сев.- и Юж.-Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наивысшая точка г. Белуха - 4506 м) и несут современные ледники (общая площадь оледенения более 900 км2). Для Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей: Чуйская степь, Курайская и другие. Наиболее значительные реки - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Имеется более 3500 озер (наибольшие - Телецкое, Маркаколь).
Предлагаю вам, уважаемые коллеги-путешественники, описание ещё одного варианта нестандартного вида отдыха. Хотя мне могут и возразить, сколько людей, столько и этих вариантов. Согласен. Но когда собираются сплочённые общей идеей любители лыжного и горного туризма, когда им предстоит “открыть” новый район для походов, когда это сопряжено не только с получением адреналина, но и с массой организационных трудностей, то здесь и возникают интересные варианты. Этого самого отдыха. Хотя кто-то справедливо считает это ещё одной разновидностью экстремального спорта.
Руководитель похода, он же и виновник (как и вдохновитель, организатор, технический лидер на сложных участках и т.д.) этого нестандартного вида времяпровождения, к идее подобного варианта отдыха шёл давно. Кратко этот вариант можно назвать так:
- отдых в тех местах, где до вас ещё никто не отдыхал. И адресок называю:
- массив г. Тургэни-Эхини-Ула, 4029 м., что расположен в южной части хребта
Чихачёва, который находится между Восточным Алтаем и Западным Саяном.
Одно нехорошо для развития идеи этого вида отдыха в данном районе, - мы там уже побывали, чему очень довольны. А у других туристов есть свои идеи по времяпровождению. И мест для этого на территории России и СНГ хватает. Но из подсознания всплывает строка: - “там хорошо, где нас нет”. И это является стимулом к дальнейшей реализации наших ноу-хау по части отдыха.
Будучи зимой 2005 г. в походе в Джунгарии, я спонтанно обнаружил в себе интересную особенность. Наша лыжная группа была одной из первых в этом районе. В процессе похода я прочувствовал, как мне показалось тогда, радость первооткрывателя. Каждый день приносил нам массу неизвестного. Познание своей сущности, своего внутреннего космоса оказались так же интересны, как и открытие неведомых ранее районов. А автономность мероприятия, тяжёлый для тропления рассыпчатый снег в высокогорье, палящее южное солнце, постоянные лавины при выходе из района, возможность замёрзнуть при температуре в минус пять градусов, когда при отсутствии солнца два дня подряд идёт мокрый снег… Накопилась холодовая усталость и только случайно найденное и спиленное под нодью живое дерево позволило согреться, просушиться и элементарно выжить. Всё это, наверное, и пробудило дремлющий в нас до поры до времени инстинкт первопроходца. Хотя я в шутку и с самоиронией называю его инстинктом первопроходимца, чтобы не впасть в гордыню.
Те внутренние ощущения глубоко запали мне в память, нечто из области подсознания перешло в более осознанные формы, и таким образом у меня сформировалась идея отдыха там, где мало кто был и отдыхал. А горы Монгольского Алтая - для этого просто уникальное место. Как сказал мой друг и походный заместитель Анатолий Черкасов:- “Дачу здесь построишь – гостей не жди”. И верно, в Монгольском кольце мы не встретили никого. Хотя следы прошлой геологической жизнедеятельности видели и приятно было узнать, что не мы первые здесь придумали эту форму отдыха.
Как оказалось, в сентябре 1982 г. геолог Курайской ГРЭ Мингео СССР В. Ермаков мыслил в аналогичном направлении и место для этого выбрал подходящее – вершину Турген-Ула, куда в одиночку и влез. Видимо, для проверки истинности своих предположений. Открывшийся с вершины вид бескрайних монгольских равнин и отдельно стоящих горных хребтов, наверное, и был наградой первовосходителю на эту красивую и достойную спортивного внимания гору. Мы и сами испытали нечто подобное, когда взошли на эту вершину. Погода была отличная, и мы в течение часа любовались этой красотой. Гора нас “приняла”, за что мы ей благодарны. А чтобы “подманить” к себе удачу и погоду, мы ежевечерне, как древние язычники или шаманы, прославляли сибирское божество Бурхана, даруя ему капельки спирта из наших запасов для релаксации.
Кто-то может обвинить нас в суеверии. Я же как эзотерик с опытом скажу всерьёз и без самоиронии так. Мы вторгаемся в чужой храм (Природы) порой незваными гостями. Порой и не спросив разрешения на пребывание у Духа-Хранителя этих мест. А порой это могут быть и “места силы” (геомагнитные аномалии), которые не всегда благотворно влияют на подсознание людей. Попав в подобный психоэнергоинформационный переплёт, не каждый может адекватно рассчитывать свои силы и возможности в преодолении технических препятствий. Примитивно говоря, может и “крыша поехать”. А вместе с нею, например, и камни на склоне, или лавина. Оставляю место для дальнейших фантазий незаполненным. В общем, последствия такого грубого вторжения могут быть печальными. Чтобы этого не произошло, я, как руководитель похода, стараюсь поддерживать психоэнергобаланс не только в группе, но и во взаимодействии с духами стихий или места. Как – умолчу. Скептик может думать что угодно, пока не познакомится поближе с “жареным петухом”. А, пережив знакомство, в дальнейшем будет оберегать своё темечко. А уж Судьба, Провидение, Владыки Кармы (кому как больше нравиться) поможет в этом учебными ситуациями, знаниями, подсказками и помощью людей и т.п.
Традиционно используя возможности барнаульской турфирмы “Алтурс” (руководитель Колчевников М.Ю.), мы проехали весь Чуйский тракт, любуясь его красотами. Оформили в погранотряде все необходимые документы и в пос. Ташанта начали наш маршрут, который состоял из трёх частей:
1. подходы к оз. Киндыктыкуль, организация заброски;
2. бросок в неведомое, т.е. кольцо в Монголии;
3. выход в Зап. Саян к пос. Мугур-Аксы.
Когда стратегия отдыха определена, то и с тактикой всё упрощается. Район нашего отдыха, в основном, безлесный. Печку не брали, готовили и отапливались примусами, грелись как мартовские коты на солнышке или устраивали для сугрева гонки на лыжне. Любители эстетики в полевых условиях предпочитали чистый или разбавленный спирт в чай или так, но в ограниченных дозах. Это же отдых, а не соревнования, кто кого больше уважает. Приятно отметить, что коллектив у нас подобрался душевный, можно сказать – малопьющий. Но не подумайте, что пьют и всё им мало. Я, как руководитель, отслеживал меру отдыха.
Кратко о самом маршруте можно сказать следующее. Подходы – вещь обыденная. Надо дотащить заброску до определённого места и при этом не надорваться, сохранить силы на первопроходы в Монгольском Алтае, где и предполагается самое интересное. И здесь в своих ожиданиях мы не обманулись. Десятидневное кольцо превзошло все мыслимые предположения.
Как и год назад в Монгольском Алтае, мы попали в царство снежно-ледовой королевы. Я и не подозревал, судя по топокарте, что этот район можно смело назвать Монгольскими Альпами. Но это так. Район впечатляет богатыми туристско-альпинистскими возможностями. Узел массива г. Тургэни-Эхини-Ула – локальный, но с серьёзным оледенением, большим количеством скальных и ледовых перевалов.
При желании можно совершать и стеновые восхождения до 5Б к.т. включительно. Особенно в массиве г. Нарин-Голин-Эхини-Ула, 3952 м. Жаль, что подходы-отходы к “изюминке” нашего маршрута занимают много времени. Если бы была хорошая погода и запас времени, то можно было бы уделить больше внимания г. 3952 м. Очень интересный и перспективный объект для альпинистов. Но, как известно, первые страдают от недостатка информации, последующие – от невозможности реализовать все свои фантазии. Поэтому с учётом нашего опыта одиннадцати первопрохождений в кольце, другим будет проще планировать и осуществлять задуманное.
Описывать прохождение нитки маршрута я не буду, для этого есть технический отчёт, а это уже из области спорта. Я же предлагаю вашему вниманию некий вольный опыт описания вариантов отдыха. Это для меня более памятно и приятно, чем переноска своего тела и грузов под видом занятий туризмом.
Выходили мы из района дружно, как иногда говорят о начале весны. При подходе к пос. Кызыл-Кая временно переквалифицировались в пешеходных туристов. Снег куда-то исчез. От графика отставали, поэтому отказались от банального и простого восхождения на в. Малая Монгун Тайга. Да и не интересно это уже было после наших первопроходов. На перевале Огонёк весна стала особенно дружной, поэтому лавинную опасность на спуске в буквальном смысле пришлось обходить стороной. Обошли, пронесло.
В долине у подножия перевала увидели следы другой тургруппы. Они оказались умнее нас, на Огонёк не заглянули. И погода нам стала всё более тонко намекать, что пора, мол, и честь знать. А низкая облачность, ограниченная видимость и шквальные ветра при подходе к пер. Мугур, настойчиво порекомендовали отказаться от восхождения на г. Монгун-Тайга, 3970 м. Пришлось выходить из района по упрощённому варианту: по трассе пос. Кызыл-Кая – пос. Мугур-Аксы вдоль монгольской границы.
Дорога оказалась временно безлюдной и безмашинной, в силу особенностей погоды. Но нас это не смутило. Мы же хоть и спортсмены, но всё-таки на отдыхе. Поэтому последние десятки километров промелькнули перед нашим взором достаточно быстро.
В заключении хочу пожелать походникам - ломайте сложившиеся стереотипы, открывайте не только новые районы (и не всегда для “отдыха”, но и для серьёзного спорта), но и узнавайте новое о себе в Неизведанном. Оно того стоит. Уж поверьте мне на слово. А лучше проверьте сами.