Собирались с зимы. Планировали на начало августа по маршруту Катунская подкова - Тюнгур, база Высотник - Кучерла - перевал Кузуяк - долина Аккема, оз. Аккем - радиалки - долина Ярлу - ледник Аккемский - перевал Каратюрек - оз. Кучерлинское, и по долине Кучерлы вернуться на базу...

Все рассказы

Я нашёл Шамбалу

Александр , Горный Алтай

Собирались с зимы. Желающих было 12 человек. В итоге поехало пятеро. Планировали на начало августа по маршруту Катунская подкова - Тюнгур, база Высотник - Кучерла - перевал Кузуяк - долина Аккема, оз. Аккем - радиалки - долина Ярлу - ледник Аккемский - перевал Каратюрек - оз. Кучерлинское, и по долине Кучерлы вернуться на базу: 123 км. Но вышло не совсем так.

Поехали самые стойкие, те, в которых была эта искра желания: я, жена Ольга, дочь Ксения, и друзья Николай с Галкой. Вечером 7 июля сборы возле моего дома. Всё готово, погрузили в «Газель» всё, что нужно и не нужно, даже кресла, матрац надувной, стол непоходный, тэн огромный - так мы отдыхали раньше, когда были матрасниками, благо у нас личная «Газель». Надеялись, будем жить на турбазе в палатках роскошно, ведь всё равно места в домиках будут заняты, народу там, говорят, много. Рюкзаки упаковали самым необходимым, как мы думали, и в 21.00 поехали. По трассе с Полысаево до Новокузнецкого виадука долетели за 1 час, заправили бензина полный бак и взяли направление на Кузедеево, это самый короткий путь до Бийска от нас. Через Пуштулим, на Ельцовку – Мартыново – Бийск и в 2.00 ночи были за Бийском. Не останавливаясь, докатили до Новотырышкино в стороне от Белокурихи, и остановились часика 2 вздремнуть. В темноте кузова я прыгнул на надувной матрац, приглашая супругу – «Ложись со мной», и услышал шипение воздуха. С криком «Затыкай скорей пробку», полез за фонариком. «Какое затыкай, - говорит жена, - ты порвал наш надувной, как же мы будем спать на камнях». За время наших летних поездок на Алтай, когда мы были матрасниками, мы поняли, что высыпаешься и отдыхаешь на природе, когда в палатке есть надувной матрац. «Ну ладно, - говорю, - мы же едем за экстримом».

Утром, когда рассвело, увидели с левой стороны горы и дорога всё ближе прижималась к ним. Белокуриху обогнули с правой стороны, потом подъем на перевал. День обещал быть солнечным, кругом горы, красота, сердце прыгало от радости. Стараясь осознать, понять и насладиться этой красотой, ехал медленно. Останавливались почти везде, все выходили с машины и только говорили «вау» - сколько раз зимой представлял эту поездку, ведь столько ждали этого. По этой дороге мне понравилось больше ездить, чем через Майму: виды здесь обалденные, здесь нет асфальта, но дорога ровная, «Газель» летит плавно, здесь сразу окунаешься в эти ущелья и дорога петляет вдоль горных ручьёв, речек, с левой стороны - отвесные скалы.

По дороге в Тюнгур можно ехать и наслаждаться, как мы и делали. Чего стоят перевалы Громотухинский, Кырлинский! Перед Усть-Коксой нас остановили пограничники, переписали всех по паспортам, выдали разрешение и сказали: «без этой бумаги вы какашки», и отпустили. В принципе, хорошие ребята. Только сказали, что «как вы там будете утрамбовываться на турбазе, там уже человек 400 через нас проехали и все на Белуху». Это, конечно, нас огорчило немного, что возникнут какие-нибудь проблемы с перенасыщенностью туристами и не будет мест на турбазе.

И ещё с большей скоростью помчались до базы, надеясь всё-таки, что нам хоть что-нибудь достанется. В 18.00 были на турбазе «Высотник» и оказалось, ничего страшного, приезжающие ведь не сидят на месте, они все на маршруте. Переночевав, утром в солнечную погоду стартовали с базы в 10.00. Это было зрелище. Пройдя деревню Кучерлу, вышли на мост, впереди красивые горы, из-за солнечного дня они кажутся синими, под ногами светящаяся, бирюзовая Кучерла. Переправились через мост и поднялись в сосновый бор, сделали привал, за эти 6 км поняли, что в наших рюкзаках перегруз, и закопали 20 банок консервов, тушенок, решили, лучше будем полуголодными, чем на Белуху переть их на себе. На обратном пути, конечно, проголодаемся и от души наедимся. Не суждено было. Читателям на будущее: мы же не знали, что этим самым мы инвестируем в местное население, вознаграждаем их за наши походы к ним в гости. Они выучили туристов как облупленных за столько лет, они видят наш каждый шаг и знают, что много новичков ходит в походы и многие поступают так же, как мы. Мы же не профи высчитывать каждый грамм, и нагрузили рюкзаки по самое не могу. У меня кг так под 50 на 130 литров, жене 25 кг сделал, у Кольки тоже чуть не лопается, а вообще-то мы же в гости ходим не с пустыми руками. Через 40 минут вышли на большое поле, окружённое пихтовым лесом, вокруг синие горы и жаворонки, у нас в Кузбассе давно уже не слышал их, только память из детства, благодать испытал. На поле две дороги и не знаем, куда идти. Посоветовались - будем ждать кого-нибудь, по снимкам с космоса только предполагал, где находится перевал, неохота было уходить в другой конец поля, оно большое и стояла жара. Буквально через 5 минут увидели подъезжающего алтайца на коне, паренёк молодой, он наш спаситель. И вот мы сделали очередной привал у начала зоны леса перед подъемом на Кузуяк.

Подъём на перевал Кузуяк - это было нечто, по лесу, в гору, жара, ветра нет, и в голову приходит рассказ В.М.Шукшина, как помирал старик. Ведь 17 последних лет с машины не слезаю, жена говорит, «ты скоро на машине в туалет будешь ездить». Короче, пешком я забыл, когда ходил. Молодёжь, конечно, вырвалась вперёд, а я сзади, через каждые 50 метров передых.

Да, когда-то в молодости бегал как сайгак, да и служба в армии – десантура, разведрота, марш-броски были по 20 км в полной снаряге, а здесь какой-то перевал по имени Кузуяк. Неужели выдохся? Нет, думаю, нужно просто попасть в темп, как учили. Ну, вот и моя любимая половинка Ольга - да не то что догнал, но и обгоняю, а вдалеке показалась и молодёжь, тоже, значит, догоняю. И вроде жену неудобно оставлять позади, и охота выпендриться перед ней, показать, на что способен её старый десантник. Ну, думаю, хоть здесь ей буду оказывать внимание, стал ей помогать, и не ошибся, в будущем с её стороны была огромная благодарность.

На подъём ушло 3,5 часа. На самом верху сделали привал, есть не хотелось, только пить-пить-пить. Заварганили кофе, хорошо отдохнули и после был впечатляющий спуск по красивым местам. Я об этом мечтал всю зиму и вот я здесь - дикая тайга, глубокие ущелья, целые каньоны. Молодежь не умеет наслаждаться - опять убежали вперёд, я же стараюсь потихоньку, чтобы насладиться и впитать эту мощь и красоту, сердце прыгает от радости. Оказалось, спускаться тоже тяжело, на подъём работают одни мышцы, на спуск другие. Через час с небольшим вышли на поляну вдоль Аккема, сделали привал. Достал видеокамеру - красота того стоила. Ещё ниже на берегу стояло много туристов в палатках. Цель на сегодня - добраться до «Трёх берёз», так называются стоянки для ночёвки. Все рванули лихо, только я, как всегда, сзади, слушая стрекот кузнечиков. Первые стоянки были заняты, и вторые, и третьи. Нам достались какие-то кусты, целый клещатник – это мы потом поняли, когда стемнело. Срываться с места было поздно. Каждый поймал, да не по одному, Кольке клещ впился под мышку, он испугался, что тот не вылазит и сказал Гальке, чтобы вырезала его ножом. Она ему бооооольшущий кусок кожи оттяпала, говорит - я же не знала, что нож такой острый.

Короче, ночь мы не спали. Утром быстро, как в армии, собрались и дали дёру оттуда. Потом встречали туристов и расспрашивали у них «как спалось», с усмешкой, имея в виду клещей, но, к нашему удивлению, они делали вопросительные глаза и спрашивали, где же мы ночевали, что так их много нацепляли. Никто из туристов за все эти дни клещей даже и не видел. Нам было немного обидно, что только мы такие непутёвые. Весь день с привалами был тоже интересным, много людей встречали, все вежливые, здороваются. Я за 10 лет у себя в Полысаево столько не здоровался, сколько в этом походе (я не ханжа, просто постоянно на машине). К 15 часам подошли к стоянкам напротив водопада Текелю на противоположной стороне Аккема. Так вроде близко, но, говорят, туда день ходу. Водопад видно только верхушку, но можно судить о его мощи и красоте.

Отдыхать хорошо, но наш путь дальше. Опять этот тяжелейший рюкзак. Кажется, что в него всё время кто-то подкладывает груз. На привалах старались съесть побольше, чтобы полегче было его нести, а как назло, есть не хотелось. Вот и курумник - здоровенные камни до самой реки и по ним нужно лезть, и их не обойти. Наши девчонки выдержали это испытание на все сто. К вечеру все уже устали и шли до первого удобного места, лишь бы рядом вода. И в седьмом часу вечера нашли красивую полянку на 4 палатки, рядом в 5 метрах Аккем бушует, полянка ровная, трава как подстрижена, место красивое. Здесь мы и распластались. Какой был замечательный вечер у костра, а какая была вкусная каша быстрого приготовления, на которую я дома и смотреть не мог! И только на третий день к 15.00 мы подошли к верхнему альплагерю «Высотника», а за ним оз. Аккем. На берегу озера упали и, не снимая рюкзаков, пролежали полчаса. Победа была за нами. Белуха была открыта, вид потрясающий, справа-слева горы, впереди Аккемская стена из снега, сверкающая на солнце, и озеро с белой водой. Это не передать никакой писаниной.

Остановились возле базы МЧС. К нам подошли и вежливо предложили услуги: баньку с парилкой на берегу, продукты, вечером фильм. Какой фильм, мы только вырвались от телевизоров, от цивилизации, нам воздух, горы, экстрима давай. За этим не заржавело. На следующий день планировали радиалки к Аккемской стене или в долину Ярлу, но мечтам не суждено было осуществиться: ещё ночью начался дождь, и весь следующий день провели в палатках с перерывами на обеды, пока погода позволяла. Зато хорошо отдохнули, маленько засохли мозоли. Вечером была отличная баня на берегу озера, потом посиделки за длинным столом с такими же туристами, как и мы, из разных городов. Ночью спали как убитые. Так как время ограничено, пришлось на следующий день покидать Белуху, а впереди ещё оз. Кучерлинское и знаменитый перевал Каратюрек.

Подъём на перевал оказался тяжёлым для нас, неподготовленных. В два раза больше Кузуяка, осыпной со снегом. До обеда поднимались до седловины – так думали, оказалось, это середина перевала. Туман или облака - не понимаю, в 10 метрах ничего не видно. Мне казалось, этому перевалу нет конца, всё к небу и к небу. Как всегда иду последним, прохладно, маленько руки подмерзают, но всё равно пот градом, всё мокро, думаю, мои уже где-то наверху, и надо же, меня угораздило пукнуть, оборачиваюсь - в 10 метрах девушка, такой стыдняк я ощутил.

Я: «Извините, я думал, никого нет».
Она: «А сколько ещё до конца?».
Я: «А я сам не знаю, первый раз».

Сейчас вспоминаю, и стыдно, и смешно. Эти подробности к тому, что народу там жуть как много, больше, чем в Питере на бульваре. Пришлось отстать и пропустить группу. Пока мысли были заняты моей совестью, не заметил, как забрался на вершину. Ну, конечно, моя команда вся в сборе и дожидается меня возле флага, обложенного вокруг камнями. Долгими зимними вечерами я смотрел на фото этого перевала, изучал тропы. Какие красоты открываются с этого перевала! Но мы, наверное, чем-то обидели горных духов и вид с перевала на красивые Алтайские горы нам не открылся, о чём до сих пор очень жалеем. А может, оно и к лучшему - есть вероятность, что ещё вернёмся и выберем ясные дни для этого перевала.

Хорошо отдыхать и чувствовать, что мы сделали это, перевал был покорён – о чем были большие опасения перед поездкой, исходя из прочитанного в Интернете. Я испытал чувство гордости. И за жену Ольгу очень рад, она не только выдержала, но и удивила меня.

Пока отдыхали, мимо прошло несколько групп, мы остыли и начали замерзать. В одной из проходивших на лошадях групп девушка-гид предупредила нас: ниже тропа будет проходить у края пропасти - 300-метрового обрыва, сейчас облака, ничего не видно, не свалитесь. Не помню, через какое время мы подошли к этому месту. Много читал в инете про это место, много фото просматривал, очень там красиво, стоишь у края – вся земля кажется круглой, горная даль от чистого алтайского воздуха в синеве. Но нам даже не было страшно и волнующе, потому что мы ничего не видели ближе, чем в нескольких шагах. Нам ничего не оставалось, как покинуть это великолепное место. Наша цель - дойти сегодня до кедровых стоянок. Сначала спуск по каменной тропе был вообще великолепным, даже кое-где Ксенька вприпрыжку бежала. Дойдя до развилки, наша тропа уходила влево, а вправо по хребтовке, мимо метеостанции - спуск в долину Кучерлы, для тех, у кого маршрут сокращенный. После получасового спуска начали попадаться цветы среди камней – жаль, что у нас фотик не цифровой. Ещё немного, и трава с чернозёмом, да к тому же шли по какому-то ручью, текущему по всему ущелью. Скользко, все падали по несколько раз, вымазались в грязи. Для молодых падения так, встал и пошёл. Для нас с Ольгой это экстрим. Переживал за неё, от того, что боишься упасть или не дай бог ногу подвернёшь, напряжение огромное и моральное, и физическое при таком крутом мокром спуске. Хотя дальше тропа исчезла из виду, потому как сменилась большими мокрыми и скользкими камнями, и стало ещё хуже. Всё это были «цветочки» для нашего испытания на прочность. А дальше так, слегка, заморосил небольшой нудный дождик, и так туман или облака, ничего не видно, ещё и дождь. Пришлось одеваться всем в штормовки, всё в накидки.

Но это он нас только предупредил. Медленно, с нарастающей силой, подул холодный ветер, а затем полил и настоящий ливень. Как он нас поливал, и, главное, думаешь: «Остановиться, достать палатку? Нет смысла, при таком шквальном ветре не натянуть». Склон крутой, каменистый, ни одного кустика, и тропу видать только рядом, а что там дальше – неизвестно. Где-то же скоро должна начинаться зона леса, так называемые кедровые стоянки. Так продолжалось около часа. Ничто не спасло, всё насквозь мокрое до нитки, наконец, зашли в кустарники карликовой берёзы, значит, где-то близко. Шум от ручья или реки - ещё пока не видно, стал рассеиваться туман, и вот новое препятствие: форсирование ручья, впадающего в реку Текелюшка. Нам показалось – река, или от этого ливня вода была большая, и нет переправы, прыгать по камням не было смысла, рисковать падением, и так всё было мокро - пошли напролом по ледяной воде. Подумал, каюк нам всем, мы же городские, простынем, где сушиться после такого ливня. И вот, наконец, кедровые стоянки.

Всё произошло быстро, быстрее, чем начиналось. Пока собирали дрова, ветер разогнал тучи. Голубое небо и солнце, кедры вокруг небольшие, но ветвистые, наверное, карликовые, и горы рядом со снежниками - просто сказка, я не мог сдержаться и всё заснял на видео, а внизу бушует Текелюшка, красивая горная река.

Небольшое отступление: запомнились ребятишки… Всё это время встречались группы, но в такой ураган только киваешь сочувственно головой и бегом дальше. При форсировании реки нам встретился алтаец на коне и ещё три лошади везли груз, из-за ливня разминулись быстро, а когда зашли в кедровые стоянки, увидели группу - 4 взрослых инструктора и ребятишек человек 15, они шли на подъём, вышли утром с Кучерлинского. Возраст их был от 7 и до 16 лет, так они все плакали по-настоящему, они тоже попали в этот холодный ливень, все замёрзли. Как-то не согласованно с проводником, с инструкторами - лошади с грузом должны идти сзади группы. Время было 17.00, идти вперёд на перевал в ночь – сумасшествие. И что ребятишки запомнят из этого похода? Как взрослые люди творят глупости, а турфирма и родители знать ничего не будут, дети не смогут объяснить и предъявить претензии. И всё-таки взрослые их повели дальше, на перевал, догонять лошадей с грузом, а на перевале ночевать негде.

А может, я и не прав, как раз из таких и вырастают закалённые путешественники, которые потом болеют этой прекрасной болезнью – ПОХОДЫ.

В кедровых стоянках многие останавливаются на ночлег, место сказочное, очень красиво. Солнце и костёр нам здорово помогли, высушили всю одежду. К вечеру приготовили классный ужин, до 12.00 сидели у костра и гоняли чай из листьев смородины. После такого экстрима все спали как убитые. На следующий день погода была солнечной и очень жарко. Утром встали в 9.00, быстренько попили чаю, упаковали рюкзаки и двинули дальше. Спуск в долину Кучерлы решили сделать не по Текелюшке, а по хребту до озера, с уклоном, так как по Текелюшке дальше, т.е крюк. Тропа первые несколько километров (никак не мог приноровиться измерять расстояния в км) была исключительной, идти просто удовольствие - карликовые кедры, берёза, луга все в цветах, у нас даже такие цветы не растут. Так шли 3 часа. Но вскоре спустились в сплошную зону леса и спуск стал круче, справа внизу шумит Кучерла. Вдоль берега шли ещё около 1.5 часа, потом опять подъём метров 800, и, наконец, увидели озеро. С высоты место очень красивое, выходишь из леса, вниз крутой спуск 500 м, видно, как тропа вьётся по склону, и поляна с цветами. Здесь, наверное, многие останавливаются отдохнуть. Видно всё озеро, вода бирюзовая, вокруг озера горы, некоторые вершины в шапках снега. Моя молодежь как увидела и рванула вниз ещё быстрей, на берегу много туристов, таких, как мы. А я не смог оторваться с этого места, остался и лежал, любовался с высоты на эти красоты, внизу этого не увидишь. Отдохнув и полюбовавшись пейзажем, через полчаса увидел в бинокль, где они остановились, и потихоньку пошагал до своих.

Весь остаток дня провалялись на берегу, гуляли по турбазам. Хотели подкупить продуктов, но в местный магазин уже 3-й день не было заброски продуктов (как нам объяснили, только вертолётом). На мой вопрос, почему же не на лошадях, мы их встречали очень много, ответили – невыгодно. Купили только сахар, хлеб нам предложили с плесенью, конечно, отказались, тем более ещё оставались сухари. Показали нам ресторан с гостиницей, где отдыхают Греф, Селезнёв и Кудрин. Там их фото оставлены на стенах. Вечер провели у костра, наши соседи по палаткам были чехи, благо, они говорили немного по-нашему. Им сказали туристы, показывая на нас - вот эта группа спустилась с перевала по этой тропе напрямую, многие ходят по Текелюшке. У них маршрут был наоборот, поднимались они по Кучерле с заходом на озеро, потом на Белуху, на завтра они спрашивали тропу на Каратюрек с озера, по которой пришли мы. Насколько можно было понятнее, мы объясняли им весь вечер по карте. Рассказали, что с Кучерлинского подъём на перевал больше, чем с Аккемского и трудней. Кучерлинское лежит ниже над уровнем моря, чем Аккемское, и хотя перепад высот небольшой в цифрах, а по расстоянию весьма ощутим.

Болтали ни о чём до ночи. Соседи под навесом, большая группа туристов, всю ночь пели русские народные. Ночью у озера холодно, спалось плохо, на камнях, уже все бока болят, постоянно думаешь, как бы здорово было на том надувном матрасе. Утром рано вставать, время ограничено, завтра спускаться по долине Кучерлы - докуда дотянем. От холода проснулись в 6.00, упаковались и в путь, за этот день мы сделали самый большой переход - 35 км. Встречая группы, мы спрашивали - возможно ли за день дойти до Тюнгура, говорили «невозможно», но мы всё же пытались, потом поняли, что да, невозможно, по крайней мере, для нас.

Еле дотянули до урочища Елань. Ноги уже не шли, просто идёшь и выкидываешь их вперёд себя. Начали попадаться велосипедисты, и вскоре дорогу увидели, но до Тюнгура ещё оставалось 18 км, а время 18.00. Увидели в начале поляны навес - развозная палатка, алтайская семья - предприниматели поняли, что туристам нужно, и подвозят на продажу пиво, шоколад, лепёшки и т.д. Пиво «Андреич» - каким оно показалось вкусным! Скинув рюкзаки, сразу холодного пива и потом в течение часа еле-еле ставили палатки. Мимо проходило много туристов, стартовавших с «Высотника», что меня удивило - шли в ночь.

Из-за горы с запада вышла гроза и приближалась очень быстро, благо мы успели поставить палатки. Вдалеке, приближаясь к нам, шли ещё группы, тропа возле нашей стоянки проходила, резко пошёл ливень, сидя и наблюдая из палатки успеют или не успеют, думали пригласить к нам переждать дождь, но они рванули к реке под пихты. Через час всё закончилось, и опять солнце и жарко.

Вечером заварганили хороший ужин, и, самое главное, чай из листьев смородины - какой аромат! Что удивительно, все туристы говорят, что эта таёжная смородина - не городская. Разница как небо и земля, я до этого ещё пробовал заваривать с огорода смородину на чай - никаких ароматов, и даже цвет бледненький. А здесь по-настоящему ощущаешь аромат. По приезду опять попробовал заварить с огорода – нет, не то. Раньше я думал, это к старости притупляются запахи, зрение, раньше в детстве трава была зеленее, так теперь понял, что нет - здесь я снова окунулся в детство. И луга здесь альпийские зеленее, и травы и цветы ярче, как из детства и запахи - такого разнообразия у нас нет, воистину нетронутая природа, и только здесь ощущаешь настоящую божественную красоту. Ещё когда шли по лугам - жаворонки, как они поют! Аж сердце защемило от воспоминаний.

За эту ночь выспались хорошо, проснулись в 8.00, но ещё валялись в палатке до 9.00. После вчерашнего марш-броска ноги ещё не совсем отдохнули, долго разминались, торопиться было некуда - бронь на гостиницу у нас была на этот день, а 18 км после всего этого для нас пустяк. Хорошо позавтракав, собрали палатки, рюкзаки, и тронулись дальше. По мере прохождения маршрута вроде рюкзаки должны становиться легче, но нам кажется, что они становятся всё тяжелей и тяжелей. Это у всех туристов так - за столько дней по труднодоступным местам туристы сжигают огромное количество калорий. Мы глазам не поверили, когда приехали домой - я сбавил 6 кг, Ольга 7 кг, Ксенька 1 кг (она у нас и так стройная), Колька тоже 10 кг, а Галка так же, как Ксенька. Многие люди ходят туда, чтобы вес сбросить.

К 16.00 пришли на базу. Было сомнение, когда уходили в поход с базы, что наша бронь будет исполнена, ведь туристов было очень много, а иностранцев ещё больше, и кто мы - простые из Сибири. Но, к удивлению, было всё на высшем уровне: наша гостиница нас ждала, и банька была протоплена, она у них не остывает - столько много народу. После классной бани и парилки заказали хороший ужин в столовой на веранде под навесом, взяли пива и отметили нашу победу, сидели почти до 1.00 ночи, там было много народу, туристов, играла музыка, и спать даже не хотелось уходить. Потом сидели у костра – молодёжь, из Кемерово тоже, туристы - парни, девушки - играли на гитаре, пели песни. Так прошёл наш последний день пребывания на маршруте «Катунская подкова» 1А категории сложности. Назавтра - путь домой.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ. Я поражён красотой АЛТАЯ. Я восхищён величием Алтайских гор, я очень рад и благодарен своим близким и друзьям, что мы сделали это. Я для себя открыл новый мир. Некоторые путешественники ищут там Шамбалу, вход в новый мир. Так вот, я понял - я её нашёл для себя. Теперь у меня есть мечта, желание, радость, я счастлив, у меня есть цель - я поведу туда своих внуков, я покажу им другой мир.

Там, на Аккемском, я стоял у подножия Белухи вечерами и любовался ею, её грандиозностью и величием. Как она сверкает на солнце! Мало кто может увидеть такое зрелище. На её покорение проходило много альпинистов в течение дня, многие возвращались. У одного я спросил: «Вы что, на самом деле лазаете на неё? Это же с ума сойти», на что он мне с обидой: «Не лазаем, а ходим». Я сказал: «Извини, я же не знал, что на альпинистском сленге говорят «ходят», а не «лазают». Он понял, сменил тон и мы пообщались об их увлечении. Хорошие ребята. По приезду домой я перерыл весь инет по этой теме - всё о восхождениях, о снаряжении, об альпинизме. Я понял, она меня зовёт, я влюбился в неё.

Жена говорит - если тебе чего в голову взбрело, то добьёшся всё равно. И ещё я понял – её, Белуху, не покорять надо, у неё нужно спрашивать разрешения - настолько она восхитительна. Недаром столько народу едет к ней, посмотреть на неё, со всего мира.